Было время, когда на Эйфелевой башне
большими буквами красовалась надпись
CITROEN.
Первый автомобиль такой марки сошел с
конвейера 28 мая 1919 года.
Приближалась Первая мировая война.
К этому времени Андре Ситроен имел все:
богатого тестя и гарантии отличного
банка, орден Почетного легиона,
производство шестерен и подшипников
в Париже и Москве.
Французы считали его и банкиром, и
торговцем.
Ходили слухи, что настоящая его фамилия
Цитрон, а отец родом из Одессы.
К военному агенту из России во Франции
графу Игнатьеву явился щеголь – этакий
“Я из Одессы, здрасьте!”
Нужно было оформить заказ на выпуск
шрапнельных артиллерийских снарядов.
Такой его приход был отражен в мемуарах
царского полковника на целых четырех
страницах.
Это были первые жизнеописания Ситроена.
Завод Ситроена выпускал 15 тысяч
патронов и снарядов в день.
В этом свете эмблема завода уже
кажется не символом находящихся в
зацеплении зубьев шестерен, а шевронами
на рукаве офицера армии Антанты.
Есть в Париже набережная Ситроена.
Она конечно менее известна,
чем Ке-д’Орсе.
Здесь выращивали цветную капусту. И набережная называлась Жавель.
Андре Ситроен снес огороды и старые постройки. На этом месте за очень
короткий срок – 4 месяца, возвел завод.
Андре спешил.
За его плечами был русский заказ на шрапнели, уже оплаченный на 20 процентов.
В 1923 году предприниматель Ситроен предпринимает поход против завода Рено.
В журнале “Мотор” было напечатано объявление: “…Автомобили “Цитроен”.
Самые экономичные в мире! Двигатель – 10 лошадиных сил. Предлагается на выбор
пять моделей: “купе”, “ландоле”, “торпедо”, универсал-полугрузовик,
полугусеничный вездеход кегресс! По вопросам покупки обращаться к господину
Жюльену Вейлеру, Поварская, 10…”
Осенью двадцать третьего Ситроен пригласили участвовать в испытательном пробеге.
Автомобиль себя не показал.
В 1934 году внедрение революционной по тем временам переднеприводной модели
привело на грань банкротства. Спасение пришло от короля шин — Michelin.
В Советском Союзе компании Ситроен не везло. Во всем виновата политика.
В 1980 году попытка выпускать на заводе АЗЛК новейшую модель ВХ опять сорвалась.
Да и чем мог удивить Ситроен Советский Союз со своими «уникальными дорогами».
Сложной в обслуживании и дорогой в производстве гидропневмотической подвеской?
Да в НАМИ на испытаниях Citroen DS19 рассыпался даже на начальных испытательных
маршрутах по Москве и области.
История этой марки — это путь сложный и насыщенный событиями.
Это путь от заводика в Лефортово до цехов оснащенными прецизионными
автоматическими станками. Именно такие станки, у которых высокая точность
обработки, применяются для изготовления знаменитой гидропневматической подвески.
Успехи Ситроен основаны на американских методах производства, которые в Европе
он начал применять первым. Это конвейерная система. Скопирована она у Форда.
И его же методы использованы в обозначении моделей автомобилей и в рекламе.
Летом 1922 года в небе над Парижем самолет выписывал вензеля: C-I-T-R-O-E-N.
Конвейер снизил время производства до уровня 600-800 часов на автомобиль.
Что позволило высвечивать на Эйфелевой башне: «Только 12800 франков».
В 1925 году самый дешевый Рено стоил 15 тысяч.
Для рекламы Ситроен выпускает масштабные модельки и детские педальные
автомобили Citroen. Подрастающий французский автомобильный король не пожалел
денег, чтобы заполучить знаменитого пилота Чарльза Линдберга.
Его славу можно сравнить со славой Юрия Гагарина.
Это было время не только бессовестных заимствований конкурентами, но и
смелых экспериментов.
За 22 дня была пересечена Сахара на полугусеничных вездеходах Ситроен.
Были открыты сборочные отделения в Бельгии, Великобритании и в Германии.
Продолжались азиатские и африканские приключения. Создавались новые модели.
В работе была задействована 31 тысяча человек.
Знаменитый день 3 марта 1934 года — событие для фирмы и его владельца.
Начато производство Citroen 7CV.
Вы можете себе представить, что для 1934 года значат независимая торсионная
подвеска всех колес, несущий кузов, тормоза с гидравлическим приводом,
верхнеклапанный мотор на виброподушках.
А главное передний привод.
Смелая конструкция сопровождалась многочисленными «детскими» болезнями.
Сразу отказались от автоматической коробки передач. Возникли проблемы с
жесткостью кузова и долговечностью приводов ведущих и управляемых колес.
Болезни конструкции сказались на финансовом положении фирмы и во многом
стали причиной скоропостижной смерти Ситроена от инсульта в 1935 году 5 июля.
Сколько бы неприятностей ни приносил передний привод, компании хватило
выдержки не изменить своему выбору.
На следующих переднеприводных моделях установили вместо стартера тросовый
стартер, как на моторной лодке.
В подвеске вместо четырех упругих элементов оставили два.
Пружины лежали под полом в середине автомобиля, и от каждой из них шли тяги
к переднему и заднему рычагам подвески. Такую подвеску назвали «компенсирующей».
Кузов задумывался алюминиевым, но для упрощения сделали стальным.
Результат всей работы пошел в серию под обозначением 2CV.
Выпускался в 15 странах. Продержался на конвейере целых 42 года.
Это говорит о многом!
В 1955 году много шума среди автомобильных специалистов произвела модель DS.
В ней передняя и задняя подвески были гидропневматическими.
Эта подвеска очень мягкая, а электронных систем регулирования жесткости тогда
еще не было.
В угоду стилю кузов был заужен сзади. Поэтому задняя подвеска была существенно
уже передней.
Возникли проблемы с устойчивостью.
Для понижения центра тяжести сделали крышу автомобиля из пластика, двери лишили
оконных рамок и уменьшили толщину боковых стекол.
Мощности машине не хватало, поэтому ее пришлось облегчать дальше.
Освоили алюминиевый капот, крышку багажника и двери.
При контакте со стальным несущим каркасом кузова все это корродировало.
В 1935 году президентом компании стал Пьер Буланже.
Но главной фигурой стал молодой скульптор
Фламинио Бертони.
Именно он будет в течение полувека позволять
компании опережать на 10-15 лет мировые
тенденции.
И бывает же так в жизни, что Фламинио Бертони
путают с Нуччио Бертоне.
Оба итальянские дизайнеры автомобилей.
Хотя имя скульптора Ситроенов было известно
раньше, чем развернула активную деятельность
фирма Bertone.
Компании Ситроен удавалось всегда чувствовать
ту грань, за которую опускаться не следует.
Поэтому самые радикальные идеи не прошли.
Это одна фара вместо двух.
Но с другой стороны президент компании Буланже позволял создавать Бертони
почти бескомпромиссные кузова.
В каждой модели Ситроена тех лет есть характер.
Период Бертони в истории фирмы Ситроен закончился во второй половине
шестидесятых. А с восьмидесятых начался период Бертоне.
Фирма Bertone выполнила целый ряд разработок для Ситроена.
Очень скоро Ситроены стали получать прозвища.
Модель 5CV за преимущественно желтый цвет кузова назвали «лимончиком».
Citroen 2CV заработал обидное прозвище «гадкий утенок».
Эта модель стала для многих европейцев первым автомобилем, а также
героем многочисленных кинокомедий.
Модель 1955 года DS19, произносилась как «дээс», богиня.
И вряд ли это лишь совпадение.
Очень притягательны, оказались обводы вычерченные Бертони.
Еще эту модель дразнили «лягушкой», за особенность гидравлической
подвески поднимать машину над дорогой после запуска двигателя.
Так и пошло.
Малолитражка, предназначенная в основном для слабого пола, получила название LN.
Созвучно с именем Элен.
Представительский автомобиль обозначили СХ.
Так в специальной литературе обозначается коэффициент аэродинамического
сопротивления.
Не от хорошей жизни компания Ситроен потеряла свою независимость.
В 1974 году мировой энергетический кризис ударил по всем автомобильным компаниям.
За один год производство Ситроен уменьшилось на 62800 единиц.
Итальянская фирма Maserati освободила себя от обязательств по совместному
производству автомобилей с Ситроен.
Фиат прекратил развитие совместного производства легких грузовиков.
Завод Berliet, выпускавший тяжелые грузовики, переходит в фирму Renault.
Чудом удалось сохранить отделение Panxard, выпускавшее броневики.
Здесь получали доходы от военных заказов.
Может быть, именно этот аппетитный кусочек привлек внимание фирмы Peugeot.
8 апреля 1977 года было достигнуто соглашение с Michelin.
И Пежо поглотило Ситроен.
Компании Citroen повезло. Она не утратила имени и самобытности.
Поделитесь понравившейся статьей с друзьями. Нажмите на кнопки ниже.
Комментариев: 1 RSS
1 Сергей 15-09-2012 17:17
Это память!